Воробей(ко) (tar_viniel) wrote,
Воробей(ко)
tar_viniel

Флоренция и с чем ее едят

После долгих раздумий я таки записалась в начале октября на доп. курс по флорентийскому ренессансу. Курс шел вечером по средам и предполагался завершиться учебным визитом в Уффици. Чтоб два раза не вставать, мы нашей русской компанией решили поехать не на одну пятницу, что бессмысленно, а сразу на три (а кто и больше) дня.

Оказалось, что Флоренция куда больше изнутри, чем снаружи, и надо по возможности ходить внутрь всего, куда пускают. Потому что снаружи сурово или умеренно (за редким исключением), а вот внутри восторг-восторг.

В Уффици, несмотря на два моих визита во Флоренцию, я раньше так и не была. Пожалуй, и хорошо: на него, как на Эрмитаж и прочее подобное, надо тратить целый день. В идеале не один: через 5 часов экскурсии от концентрации высокого искусства начинало подташнивать даже меня, а я довольно живучий в таких условиях зверь. С ностальгией вспоминала, как наша эрмитажная преподавательница официально нам разрешала сидеть на полу во время занятий...

Смотрели мы не все подряд, а адресно Ренессанс. Но даже этого хватило. Кстати, почему-то не все заявленные работы даже тех художников, которых залы мы прошли, удалось найти (например, знаменитое "Благовещение" фра Анжелико от нас куда-то убежало, равно как и "Венера Урбинская" Тициана). Зато я наконец-то вкурила, как связан стиль письма Ботичелли (он ужасно характерный, ни с чем же не перепутаешь!) с неоплатонизмом; выяснила, что парный портрет Пьеро делла Франчески на самом деле имеет на себе еще и картины с обратной стороны; залипала на Джотто и Симоне Мартини с его очень-очень недовольной лисоглазой Богоматерью.



Не только ренессанс все же нам попался: наумилялась на четкие портреты Бронзино с прекрасно прописанными костюмами; наелась жизнерадостного Караваджо; подивилась на девицу Джентилески, чья мощная Юдифь деловитым жестом кухарки отрезает голову Олоферну. Поняла, почему конфеты назвали "Рафаэлло": Рафаэль реально такой воздушно-сладкий, в отличие от нервного Микельанджело. К самому концу устало потупили на Леонардо. Кстати, контрабандой урвала "Адама и Еву" Кранаха, сбежав в боковую залу, пока наша группа неспешно двигалась по коридору (их же вроде как раз в москве выставляли?...).

На второй день мы, предоставленные сами себе, отправились по монастырям. Начали мы с Санта-Марии Новеллы, на которую я, надо сказать, давно облизывалась. И ой как не зря, как выяснилось: апсиды и капеллы от пола до потолка покрывали фрески того самого обожаемого мной 14 века. Все эти невероятные златовласые девицы строго в профиль, юноши в круглых шапочках и красных плащах - в общем, все то, что приходит на ум при слове "Флоренция". Это все на переднем плане; на заднем - евангельские сцены, как положено. Гирландайо, чьим подмастерьем был Микельанджело, Филиппино Липпи - сын монаха и монахини, и еще масса удивительных и часто безымянных создателей. А еще огромнейшее распятие от Джотто, Троица от Мазаччо (он вообще странный: если не знать, какой это век, скажешь - двадцатый, настолько это ни с чем не соотносимый стиль) и какие-то астрономические девайсы, в которые я даже не стала вкуривать от переизбытка тре-кватроченто.



А потом мы вышли из главного собора и пошли смотреть клауструмы и капеллы монастыря. Войдя в Cappellone degli Spagnoli, захотелось сесть посреди на пол и рыдать. Мне кажется, это вообще лучшее, что есть во Флоренции; не понимаю, почему этим не трясут на каждом углу. Все, абсолютно все стены и потолок были покрыты фресками того-самого-стиля; причем сюжеты были далеко не самые тривиальные. Так, всю левую стену занимает "Триумф св. Фомы Аквинского", где нарисована примерно следующая пирамида: в центре важно сидит Аквинат, под ним понурившись трое отступников (Нестор, Арий и Аверроэс), а под ними длинный ряд наук и ремесел в виде аллегорических девиц, к каждой из которых полагается специалист. Таковые были далеко не только христианскими: так, там встретился и Пифагор, и Аристотель, и Птолемей, и Евклид, помимо всяких святых Иеронимов.


Остальные картинки смотрите сами, ибо не в силах человеческих это описать.

Дальше мы отправились в Санта-Кроче, который денег хотел больше, а давал, по ощущениям, меньше (или просто там все сильнее размазано, ибо собор реально огромный). Зато там невероятное количество могил разных известных чуваков (Галилея например). И снова капеллы, сплошь расписанные моими-любимыми-фресками. Кстати, очень странное ощущение, когда после них доходишь до Бронзино "Сошествие во ад", где совершенно четко раскрыта тема сисек, на контрасте с суровыми мучениками или изгнанием Иоакима из храма (почему-то очень любят там этот сюжет - даже пришлось читать апокрифическое Протоевангелие).





Кстати, полистайте при случае Сошествия: там всегда распрекрасные черти нарисованы, у всех разные. Такое чувство, что это была единственная отдушина для художников, закованных в рамки канона. Опять же, любопытна эволюция "Искушения св Антония": если поначалу его мучают черти, то после (чего стоит тот же Тинторетто) его соблазняют пышногрудые девицы.

После мы поняли, что Бобик сдох, и пошли на площадку им. Микельанджело смотреть на город в закатных лучах.

На следующий день все пошло не так с самого начала. У ребят не было обратных билетов, и они решили зависнуть в Тоскане еще. Я хотела с ними, но у меня-то обратный был, и на вокзале сказали, что поменять его нельзя. Дальше мы не попали в Палаццо Веккьо, а после не попали никуда (ни внутрь, ни на кампаниллу, ни на купол) в Санта-Марию деи Фьори, а еще не попали в Галерею Академии, поскольку случилось предпраздничное воскресенье, и итальянцы громкой толпой повалили во Флоренцию, образовав везде совершенно невыносимые очереди. Попали только в удивительной красоты церковь по имени Орсанмикеле, которая была ничем не хуже, чем вчерашние монастыри с фресками. Мы плюнули на все, сходили с горя в церковь Сан Марко, а дальше остальные пошли на загородный холм подальше от людей, а я отправилась рисовать. В довершение всех бед у меня отказал фотоаппарат на телефоне, и я чувствовала себя исключительно неуютно и потерянно.

Идя в печальных раздумьях на злую судьбу по теплой Флоренции (температура была на 5-10 градусов выше средневенецианской), я набрела сначала на церковь, фотовыставка в которой дала мне понять, что не только в Венеции было страшное наводнение в 1966 г, а потом на археологический музей, который обещал выставку этрусков. Памятуя про "Помпеи" от "Ромула и Рема", я не могла пройти мимо и, отжав бесплатный билет, пошла смотреть оных этрусков в последний час работы музея (он работал до обеда). От этрусков в основном остались погребальные саркофажики с подробно выполненными фигурами людей, чем я не преминула воспользоваться. Кстати, в захудалом флорентийском археомузее египетских мумий штук семь лежит, а у нас в Эрмитаже всего одна!

А дальше я побежала ловить последний свет, ибо часы перевели и украли у меня час солнца. А к ночи я побрела на вокзал, по дороге отбившись от клеившегося ко мне немолодого итальянца, и печалясь, что друзья поедут завтра в Сиену или какое-нибудь Сан-Джиминьяно, а я буду стирать белье и закупать продукты на неделю.

Но история повернулась иначе...
Tags: вживую, мир вокруг нас, травелог
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment